История дороги

1941-1945 годы

В суровые годы Великой Отечественной войны дорога стала сначала прифронтовой, а затем и фронтовой. С первого дня войны Юго-Восточная железная дорога начала работу в особых условиях мобилизации, а с осени 1941 года начались почти непрерывные налеты вражеской авиации на железнодорожные станции. На плечи железнодорожников легла большая ответственность: необходимо было любой ценой сохранять живучесть магистрали и обеспечивать перевозки для целого ряда воюющих фронтов.

Особенно напряженно трудились юговосточники в период подготовки и проведения Сталинградской и Курской битв. В 1942 году всего за 10 дней – с 24 июля по 4 августа – к Сталинграду было подвезено и разгружено около 200 поездов с войсками, при этом все станции от Поворино до Сталинграда подвергались жесточайшим бомбардировкам по нескольку раз в день. Всего в 1942 году на дорогу вражеской авиацией было сброшено 84905 бомб.

В 1943 году в небывало короткий срок – всего 32 дня – в основном силами железнодорожников и местных жителей – стариков, подростков и женщин, мужья которых сражались с врагом на фронте, – была построена линия Старый Оскол – Ржава. Ее протяженность составила 95 км. На ней возвели 56 искусственных сооружений, в том числе 10 мостов, 2 пункта водоснабжения и 8 остановочных площадок. Она стала для нашей армии важнейшей транспортной артерией, во многом способствовала разгрому немецких войск на Курской дуге и была названа "Дорогой мужества".

За героизм, успешное выполнение заданий правительства и военного командования коллективу Юго-Восточной железной дороги было передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Назад

screenRenderTime=2